Выбирая образование, человек выбирает судьбу. От этого шага во многом зависят перспективы его карьеры, круг общения и успешность в жизни. В разных государствах мира различается форма учебного процесса, педагогическая система, стоимость и престиж институтов.
⠀
Ожидания работодателей
⠀
В прошлом году газета Financial Times совместно с Ассоциацией рекрутеров выпускников вузов по результатам опроса работодателей составили список качеств, которые высоко ценятся для начала успешной карьеры.
⠀
Ожидания работодателей включают:
наличие опыта работы, полученного до поступления;
работа во время учебы, как часть образовательного процесса;
данные о дополнительных занятиях, например, спортом;
вхождение в объединения студентов, клубы, ученические общества;
добровольная деятельность в качестве волонтера;
курсы менеджмента;
участие в ярмарках вакансий.
⠀Очевидно, что потенциальные работодатели не включили в этот список результаты оценки академической деятельности, так как по умолчанию считают этот пункт важным, но не единственным. Стоит выбирать институт, опираясь на знания о том, какое образование ценится в стране, в которой вы планируете строить карьеру.
Рейтинг стран для обучения
⠀
В большинстве государств Европы, США, Канаде, Австралии и других государствах принята Болонская (двухуровневая) система. Она включает бакалавриат и магистратуру, предшествующие аспирантуре.
⠀
Традиционно первую десятку составили вузы Северной Америки и Европы. Постепенно повышается уровень азиатских стран, но обучение там сопряжено с рядом бытовых и коммуникационных неудобств, поэтому ценится ниже.
⠀
Лидерами рейтинга стали:
США
Швейцария
Дания
Великобритания
Финляндия⠀
Первые 15 стран показали незначительную разницу в предпочтениях. Выбор зависит от личных обстоятельств и конкретных характеристик каждого вуза.
⠀
В частности, американские университеты являются приоритетными поставщиками кадров для технической отрасли, наиболее прибыльной на сегодня. Какое образование ценится в США, показывает рейтинг вузов. Лидерами уже несколько лет являются Стэнфорд, MIT- Массачусетский институт технологий, Гарвард.
Принципы обучения за границей
регулярные стажировки во время обучения — дают возможность получить реальный опыт работы по будущей специальности, сформировать soft skills;
Центры карьеры — удобный инструмент для установления коммуникации между учащимися и потенциальными работодателями, возможность найти стажировку, пройти тесты по профориентации, получить консультации;
дополнительные курсы — большой выбор дополнительных занятий увеличивает потенциал студента, помогает установить полезные связи, обрести навыки коммуникации, самопрезентации, стрессоустойчивости;
клубы выпускников — отличная возможность укрепить профессиональные связи, найти партнеров.
Особенности вузов в США
⠀
В 2019 году по данным Министерства образования, в Америке обучалось более 1,18 миллиона иностранцев. Более 5% из них поступили в высшие учебные заведения.
⠀
Американская высшая школа построена на тесной связи теоретического курса с получением практических навыков. Таким путем значительно повышаются шансы найти работу.
⠀
Молодые люди получают возможность еще во время учебы работать в лабораториях ведущих биотехнологических компаний. Это относится к тем, кто выбрал естественнонаучную специализацию. Программисты стажируются в ведущих IT-компаниях, аналогичные возможности получают юристы и менеджеры. Именно поэтому обучение США так высоко ценится во всем мире.
Взаимодействие государства с вузами
⠀
Оценить перспективы развития учебных заведений можно по выстраиванию линии их отношений с государственным аппаратом. В США вуз – это центр научной жизни штата. В развитии обучения заинтересованы абсолютно все, но прежде всего власти. Качественное высшее образование –перспективы роста благосостояния граждан и страны. Множество научных программ, исследования финансируются из государственной казны.
⠀
Оценить перспективы высшего образования в Украине можно по планированию госбюджета, где на данную сферу в 2020 году выделено не так много средств. Поддержка учебных заведений носит формальный характер. Особенно это ощущается в регионах, где студенты до сих пор используют наглядные материалы советских времен.
⠀
ВУЗы и частные компании
⠀
Университеты готовят будущих специалистов. Получить в свою команду молодого талантливого сотрудника – большая удача. В США начинается «охота за головами» практически сразу после начала обучения. Существует ряд мероприятий, проводимых работодателями по поддержке вузов и студентов в США:
Спонсорская поддержка. Компания, заинтересованная в будущем сотруднике, может взять на себя расходы по оплате его обучения. Часто студент начинает работать в организации уже с 3 курса. К окончанию университета работодатель получает готовый ценный кадр;
Инвестиции в науку и развитие. Большинство исследований, проводимых в университетах, осуществляются за счет частных инвесторов. Американцы заинтересованы в развитии науки, так как научные открытия помогут решить массу задач и принести прибыль компании;
Обеспечение рабочих мест сразу после окончания вуза. В США для людей с высшим образованием не стоит проблем с трудоустройством. Уже на старших курсах работодатели проводят вечера, где подыскивают себе сотрудников среди выпускников.
Перспективы высшего образования в Украине неоднозначны. У будущих специалистов айти-сферы шансы найти работу значительно выше, чем у остальных, но решением этого вопроса они занимаются самостоятельно. В Украине нет практики поиска персонала еще на стадии обучения. Работодатели предпочитают брать в штат опытных сотрудников, поэтому оказывать поддержку вузам и студентам частные компании не спешат. Выпускник украинского вуза предоставлен сам себе.
Comments