top of page

Можно ли учиться физике, английскому языку и медицине одновременно?

Академическое образование системы Liberal Arts в США

Liberal Arts – система всестороннего образования, многопрофильный бакалавриат, который позволяет изучать ряд предметных областей одновременно. Специализация не ограничивает выбор курсов по искусству, естественным, точным или гуманитарным наукам.

Как учатся студенты на Liberal Arts? Небольшие классы, мультидисциплинарный подход и развитие навыков критического мышления – вот отличительные черты американской системы академического образования Liberal Arts. В университетах свободных искусств зачастую студенты первого года обучения учатся в группах, где 5-6 человек работают напрямую с преподавателем (в отличие от большинства исследовательских университетов, где в классах первого и второго годов обучения может быть около 1000 учащихся).В свою очередь, от студентов здесь ожидают активного участия в обсуждениях, отстаивания своей точки зрения в дискуссиях с однокурсниками и даже профессорами, выражения своего собственного мнения и уникального понимания проблемы. Преподаватели не воспринимаются как всезнающие божества, а скорее, как координаторы, роль которых состоит в том, чтобы ставить перед студентами задачу, помогать анализировать материал, как можно глубже погружаться в проблематику, размышлять над темой, осознавать собственное мнение и оценивать свою непредвзятость.

Междисциплинарный подход в академическом образовании также подразумевает, что в классе могут быть студенты разных культур, специальностей, иногда даже с полностью противоположными точками зрения на одну и ту же проблему. Обучение в системе, основанной на дискуссиях и критическом мышлении, само по себе достаточно сложно для восприятия иностранных студентов, перешедших из другой образовательной системы, ориентированной на восприятие преподавателя и его слов как важнейшего элемента учебного процесса. Обычно международным студентам предлагают пройти годовые подготовительные программы (Foundation или Pathway): они помогают адаптироваться к академическим, языковым и культурным требованиям их новых альма-матер.

В Университете Дрю студент курса Introduction to Neuroscience ("Введение в нейронауки"), скорее всего, будет изучать его с доктором Роджером Ноулзом, обладателем докторской степени Гарвардского университета. Доктор Ноулз преподает в Университете Дрю с 1998 года. Данный курс уникален и сильно отличается от классических занятий по нейронаукам, которые многим могут показаться утомительным заучиванием отделов мозга и зубрением терминов, применимых только в естественных науках. Это общеобразовательный курс, привлекающий большое количество студентов всех специальностей. Доктор Ноулз адаптирует занятия для всех студентов независимо от их специальности. Например, на одном из занятий он может показывать студентам различные произведения искусства, чтобы продемонстрировать, воспринимает ли человеческий мозг картины Моне так же, как работы Пикассо или Дали.

Как выбрать «свою» специальность? В разговорах с иностранными студентами и их родителями о выборе университета неизбежно возникает вопрос о выборе специальности. Как правило, ответы можно разделить на 4 группы – студенты, которые:· точно знают, что они хотят изучать;· понятия не имеют, чем они хотят заниматься;· выбирают между двумя одинаково симпатичными вариантами;· хотят изучать бизнес или STEM-специальности (Science, Technology, Engineering, Mathematics) по своему собственному желанию или по рекомендации родителей. Во всех этих случаях разговор может развиваться по-разному, но есть одна общая черта - всестороннее академическое образование системы Liberal Arts может быть идеальным решением для любого них.

Довольно гибкие учебные программы Liberal Arts позволяют в течение первых двух лет бакалавриата изучать разные курсы и познавать новые способы мышления. Такой подход позволяет студентам понять, что именно они хотели бы изучать и в какой сфере будут развиваться в дальнейшем. Если после двух лет обучения студенты все еще не определились, у них всегда есть возможность добавить одну или даже две дополнительные специализации и включить несколько областей своих интересов в программу дальнейшего обучения. В Drew University около 25% студентов выбирают двойную специализацию, которая варьируется от традиционной (например, комбинация биологии и химии) до более специфической (физика и английский язык в сочетании с набором курсов для медицинской школы).

Для творческих студентов возможность сочетать театральную или музыкальную специальность с чем-то более прикладным, например, бизнесом или бухгалтерским делом, - своего рода подстраховка для родителей на случай, если ребенок не состоится в своей первоначально выбранной арт-специальности. Студенту, поощряемому родителями учиться по STEM-направлению или бизнесу, выбор двойной специализации часто позволяет найти компромисс между желаниями обеих сторон.

Liberal Arts – образование будущего? Подход к университетскому образованию, характерный для прошедшего ХХ века: выбор стабильной карьеры - идеальный способ обеспечить гарантированное трудоустройство на протяжении всей жизни. Подход к образованию в XXI веке должен измениться. Поэтому сегодня мы должны ориентироваться на то, чтобы позволить студентам учиться не только в классе, но и за его пределами, а также получать мультидисциплинарные профессиональные навыки, которые будут востребованы в широком спектре отраслей.

В топ-5 навыков для работодателей в 2020 году, по данным LinkedIn, вошли креативность, умение убеждать, работать в команде, способность адаптироваться и наличие развитого эмоционального интеллекта. Что может быть лучше для развития этих навыков, чем обучение в небольших группах сверстников при поддержке наставников, в которых студентов поощряют сомневаться и анализировать, спорить с тем, что говорят другие, исследовать разные способы мышления и изучать окружающий мир?

Что говорит статистика?

В инфографике, опубликованной LiberalArtsColleges.com, выпускники частных университетов Liberal Arts: 9% участников рейтинга Fortune 500 CEOS - выпускники частных университетов Liberal Arts, 23% всех американских нобелевских лауреатов с университетским образованием в США, 27% от числа президентов США, 14% штатных профессоров права в Гарварде. Если говорить про экономическую сторону вопроса, то в недавно опубликованном исследовании Georgetown University (Джорджтаунского университета) говорится, что за 40 лет "средний ROI в образование в сфере свободных искусств, $918 000, более чем на 25% превышает ROI во все университеты и колледжи... За этот период большинство тех, кто учился в университетах свободных искусств, были трудоустроены бОльшую часть своей взрослой жизни, и ценность их диплома более очевидна".

bottom of page