top of page

Особенности среднего образования в США: когда минусы становятся плюсами

У нас образование в Штатах обычно воспринимается с двух точек зрения. Первая: Америка – страна больших возможностей, здесь находятся большинство университетов мечты, куда стремятся лучшие студенты со всего мира. Вторая: американское школьное образование не расширяет кругозор, ученики читают мало, математика слабая и, вообще, в одиннадцатом классе у них может быть урок рисования вместо подготовки к вступительным экзаменам.

Как ни странно, но обе точки зрения имеют право на существование, а истина, как всегда, где-то посередине. Эта статья поможет разобраться.

Университеты США задают мировые образовательные стандарты по многим направлениям обучения. Легендарные университеты Лиги Плюща стали классикой элитного образования, за ними в последние годы подтянулись ведущие университеты Калифорнии, такие как Стэнфордский университет и Калифорнийский технологический институт. При этом американское школьное образование существенно отличается от стандартов, к которым мы привыкли здесь.

Оно делится на три блока: начальное, среднее, высшее. Как правило, блоки не номинальны — это три разные школы. После окончания каждого из них ученики поступают в другую школу на следующий уровень. Особенно важным для дальнейшего образовательного трека является выбор именно высшего звена средней школы (High School).

Где учиться иностранцам

Школы могут быть государственными или частными. Зачисление в государственную школу для американцев происходит на основе регистрации по месту жительства. Любопытно, что нередки случаи, когда семья принимает решение переехать в район, где находится лучшая, по их мнению, государственная школа, чтобы обеспечить своему ребенку достойное академическое будущее.

Сейчас в США очень востребованы частные школы. Их выбирают по разным причинам, например: семейные традиции — в школе уже учились несколько поколений, расположение — близость к дому, наличие узкой специализации — соответствие интересам ребенка и т.д.

В современной Америке широко распространены частные католические школы. Считается, что качество обучения в таких школах выше, и многие американцы выбирают их, даже, если семьи ведут светский образ жизни.

Старшие классы

В High School (9-12 классы) учатся пять дней в неделю, никаких шестидневок. Девятый класс считается адаптационным после среднего звена школы: изучают стандартный набор из шести предметов на общем для всех уровне и готовятся к обучению по индивидуальному плану. Начиная с десятого, монолитных классов в американских школах уже нет.

В чем же заключается индивидуальный учебный план? В десятом классе из шести предметов пять являются обязательными, а один — студент выбирает сам (так называемый, электив). В 11-м и 12-м классах можно выбрать уже два предмета из шести. В хороших школах элективы выбирают из перечня, в который может быть включено до 50 предметов, от, например, океанологии до основ криминалистики.

В перечень основных предметов входят такие группы дисциплин, как: математика, естественнонаучные и гуманитарные науки, физическая культура, религиоведение (если школа католическая) и творчество.

Считается, что даже самые серьезные математики должны взять один или два семестра (в зависимости от правил штата) творческих дисциплин, которые помогают всестороннему развитию личности. Но самое главное, предметы по рисованию, лепке, театральному искусству, графике, цифровой фотографии и т.д. дают учащимся проявить свои эмоции и потенциал, которые не могут быть реализованы при изучении других предметных блоков.

В американских школах, действительно, меньше читают, с точки зрения объемов, но серьезнее с точки зрения содержания. На лето могут задать всего 2-3 книги, но для тщательной проработки.

На элективах выбор не заканчивается. С десятого класса основные предметы проходят на разных уровнях: базовом, углубленном (honors), продвинутом (AP) и совместном университетском (dual). Вот откуда происходит миф о слабой математике в американских школах. На базовом уровне математика, на самом деле, не очень сильная - ее выбирают ученики, которые планируют университетское направление совершенно с ней не связанное. На углубленном и продвинутом уровнях могут изучать даже высшую математику, если есть задача подготовиться к борьбе за места в ведущих технических университетах.

На основе такой системы формируется собственный образовательный конструктор, который дает возможность проходить не только те предметы, которые интересны, но и развивать личностные навыки, благодаря общению в разных группах обучения (напомню, что монолитных классов в последние два года обучения нет).

bottom of page