В Украине понятие «образование за рубежом» прошло несколько этапов: появление в массовом сознании термина «Foundation в Великобритании», школы-пансионы, университеты и общественные колледжи в США и даже вузы в Чехии. Каждое новое предложение для студентов было встречено с присущим нам недоверием, которое затем сменялось восторгом от осознания новых возможностей.
⠀
Сегодня, когда среди множества предложений наконец-то появился женский колледж, важно поговорить о роли подобного образования.
⠀
Справка: женские колледжи — учебные заведения на уровне от бакалавриата, обычно предлагающие именно гуманитарные программы и принимающие только женщин. Есть исключения: некоторые женские колледжи рассматривают студентов мужского пола на программах магистратуры, иногда даже бакалавриата, но в очень небольших количествах.
⠀
Часто создается впечатление, что такой концепт популярен только в Америке. На самом деле высшее образование именно для женщин есть в Азии, Канаде и даже на Ближнем Востоке. В чем же специфика США?

Первые шаги
⠀
История женского образования в США началась в 1742 году с основания Bethlehem Female Seminary (сейчас — Moravian College). До середины XVII века сам концепт образования для женщин казался абсурдным: крупные вузы на тот момент не принимали женщин в принципе, даже самое базовое обучение для девушек стоило дороже, чем могла позволить себе стандартная семья, а для привычной роли жены и матери хватало навыков, приобретаемых дома. Академии и семинарии были первым шагом к полноценному образованию для женщин и фокусировались на получении единственной приемлемой для девушки того времени профессии — преподавании. Такое образование могли получить только незамужние женщины — именно они открыли двери в академическое обучение для «представительниц слабого пола».
⠀
В XVIII и XIX веках женщины могли выбирать из так называемых женских семинарий или академий. Они часто были созданы одной или несколькими активистами, которые видели смысл в обучении женщин чему-либо еще, кроме навыка готовки и вышивания.

1836 год дал начало такому феномену женского образования, как Seven sisters colleges. «Семь сестер» — это партнерство семи женских колледжей (Barnard, Smith, Mount Holyoke, Vassar, Bryn Mawr, Wellesley и Radcliffe), которые ставили своей задачей дать женщинам образование того же уровня, что у мужчин в университетах Лиги плюща**. Так, Barnard College был основан как ответ на отказ Columbia University принимать женщин.
⠀
«Сестры» обладали ресурсами не просто для создания новых колледжей, а для постройки первых в своем роде настоящих кампусов: здание Vassar на момент постройки было самым большим в Америке и состояло из пяти этажей, вмещая в себя 400 студенток и персонал. Абсолютно новым шагом было еще и то, что каждый из колледжей фокусировался на найме женщин на все преподавательские позиции — ведь им было сложно получить работу в обычных вузах. Модель оказалась очень успешной — первые выпускники «Сестер» поддержали инициативу основателей, оставшись в своих альма-матер как преподаватели, управляющие и ректоры.
⠀
Создание «Семи сестер» выявило, что элитное образование для женщин — это путь развития в будущем. Социальные тенденции того времени также благоволили: Гражданская война создала рабочие места для женщин, новые школы требовали новых учителей, книжные клубы, а с ними и чтение для удовольствия становились все более популярными. Уже к 1880 году количество студенток в женских колледжах достигло 33% от общего количества студентов бакалавриата.
⠀
Тенденции начала XX века
⠀
В начале XX века университеты и колледжи США все еще оставались в основном местом обучения только мужчин, а уже к 1930 году количество учебных заведений для мужчин и женщин сравнялось.

1920-е годы принесли Великую депрессию в США, которая повлияла на миллионы трудоспособного населения страны. Сокращение доступных рабочих мест привело к тому, что женщинам было все сложнее добиться трудоустройства. В эти годы многие из них посвятили себя благотворительности, политике, социальной помощи, работе в музеях и культурных центрах. В военные и послевоенные годы им открылась возможность попасть в давно желаемые области: медицину, юриспруденцию, архитектуру и науки, а правительство создало систему финансовой помощи студентам. Благодаря успехам выпускниц образование для женщин становилось все более привычным.
⠀
Постепенное крушение стигмы вокруг женского образования привело к ожидаемому шагу — переходу большого количества учебных заведений на совместное обучение.
⠀
Изначально некоторые из женских колледжей планировали слияние с мужскими вузами. Наиболее известным стал план слияния одного из «Семи сестер» Vassar College с Yale University. В рамках проекта подразумевалось совместное обучение и общий преподавательский состав, но разная администрация и бухгалтерия. Однако Vassar отказался от слияния, отдав предпочтение самостоятельному приему студентов мужского пола. Dartmouth College, Princeton University и Yale University сделали первые шаги к приему студенток только в 1969 году.
⠀
Современные веяния
⠀
Избрание Дональда Трампа президентом оказало неожиданный эффект и на женские колледжи — многие из них показали значительный рост количества абитуриенток и, соответственно, студенток.

В 2018 году 3166 девушек подали свои документы в колледж Bryn Mawr — это + 8% роста по подающим документы и рост с 32% до 36% по принимающим места студенткам.
⠀
Представители колледжа уверены, что студентки выбирают не просто колледж системы Liberal Arts, а именно женский колледж.
⠀
Что же сегодня?
⠀
В 2020 году в США остается 33 женских колледжа. Сейчас, когда тенденция к равноправию набирает все больший оборот, вопрос их актуальности стоит как никогда остро.
⠀
Без сомнения, женщины добились многого, но они по-прежнему часто не могут сравниться с мужчинами по уровню зарплат и карьерных перспектив. Почти 200 лет назад именно образование дало женщинам необходимый импульс к получению новых возможностей и ролей в обществе. Женские колледжи стали тем местом, где удалось перенести женщину из единственной привычной «домашней» роли в роль профессионала, ученого, равного.
⠀
Стандартная программа бакалавриата в женских колледжах не ограничивается академическими предметами: здесь преподают логику, критическое мышление, ораторское искусство, готовя студенток к позиции лидера в любой индустрии.
⠀
Критика женских колледжей часто строится на том, что они искусственно отрезают своих учениц от мира. Но в колледжах утверждают, что они, скорее, учат женщин занимать более активную позицию в этом мире.
⠀
Несмотря на сравнительно небольшое количество женских колледжей, их выпускницы поражают уровнем влияния на современное общество. Наиболее яркие и известные из них — Нэнси Пелоси, Хилари Клинтон, Марта Стюарт и Мадлен Олбрайт. В 2006 году, когда количество женщин в рейтинге Fortune 500 впервые переступило отметку в 10, четверо из них были выпускницами именно женских колледжей.

Женские колледжи предлагают все необходимые предметы и дополнительные занятия, чтобы выпускницы были в числе первых приглашенных на интервью: активная социальная позиция, умение вести переговоры, социальная гибкость, способность критически оценивать ситуацию и принимать решение — все то, что сейчас хотят видеть в сотруднике. Это подтверждается еще и таким интересным фактом: Конгресс – частое место работы выпускниц женских колледжей, и это отнюдь не случайность.
⠀
Зачем девушкам учиться в женских колледжах? - Важно видеть в каждом новом предложении ту суть, которая определяет его ценность, и для женских колледжей суть не в названии. Это уникальная комбинация исторически элитного образования и включение подготовки к реальностям карьерного успеха в отдельный блок предметов на бакалавриате. Ни один университет совместного обучения никогда не поставит успех вашего ребенка в карьере как основной приоритет, и ни один не включит в академическую программу те навыки, которые нужно получить в первую очередь именно девушке, чтобы в современных реалиях поиска работы она была самым сильным игроком. Можно сказать, что не все студентки планируют строить свою карьеру в США, и, казалось бы, для них этот вариант окажется бесполезным. Но те проблемы, которые женщины видят в карьерном и академическом контексте, схожи вне зависимости от страны, и, научившись решать их в США, это можно с легкостью эксплицировать и на другую действительность.
⠀
Важно понимать, что женские колледжи – это еще одна новая реальность для нас. Новое часто вызывает как интерес, так и множество вопросов и сомнений. Но опыт и влияние, которое оказали колледжи, неоспоримы. Если мы хотим получить образование высокого уровня, позволяющее выпускницам становиться лидерами в сложном профессиональном климате США, то должны дать женским колледжам шанс.