top of page

5 ТРЕНДОВ МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2020

С каждым годом требования к образованию меняются, появляются новые системы и методики, а старые принципы перестают работать.


Обучение навыкам осознанности с детства


Поведенческие и эмоциональные расстройства, проявляющиеся в виде тревоги, депрессии или синдрома дефицита внимания и гиперактивности диагностируются у школьников чаще, чем когда-либо.


Ежедневно они стараются понять, как стать частью этого быстро меняющегося мира, одновременно борясь с сильным давлением в школе, буллингом или проблемами дома. И всё это на фоне социальных сетей, транслирующих яркую и успешную жизнь сверстников.


В начале 2019 года британское правительство объявило о старте нового экспериментального проекта.


В 370 английских школах ученики начали практиковать уроки осознанности, участвуя в исследовании по улучшению психического здоровья молодежи.

Они работают с экспертами и изучают медитацию, техники релаксации и дыхательные упражнения, чтобы научиться самостоятельно регулировать свои эмоции. Осознанность повышает спокойствие, уменьшает депрессию и помогает бороться с беспокойством.


По словам доктора Джессики Дейтон из University College London, такие уроки помогут не просто чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но и подготовят школьников к сложностям дальнейшей жизни.


Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) на уроках


Технологии виртуальной и дополненной реальности находятся сейчас на пике развития. По прогнозам аналитической компании IDC, рынок достигнет 5,5 млрд долларов в 2023 году.


Многие из наработок успешно применяются в сфере образования и уже реализовано много идей.


В американском городе Дэнверсе есть пять небольших начальных школ, а переход в среднюю школу в новое большое здание — стресс для юного ученика. Чтобы школьники изучили место заранее, в обстановке с низким уровнем стресса, для них создали виртуальную экскурсию: тур по классным комнатам и коридорам.

Школа St. John’s School в Бостоне использует виртуальную реальность для создания впечатлений. Ученики катаются на американских горках, гуляют в парке развлечений, водят машину — и это из стен школьной библиотеки.


Ребята из Mendel Grammar School в Чехии, используя контроллеры VR, проводят биологические и химические эксперименты. К примеру, проникают внутрь человеческого глаза и манипулируют его частями, чтобы понять, как они работают.


Ирландская школа Gaelscoil Eoghain Ui Thuairisc school воссоздает исторические места с помощью программного обеспечения для трехмерного моделирования.


А британский университет University of Westminster создает виртуальное пространство для студентов-криминалистов, в котором они охотятся за уликами, чтобы раскрыть преступление.


Отказ от гаджетов


Пока одни учебные заведения вводят новые технологии в повседневную школьную жизнь, другие стараются поддерживать цифровой детокс.


В 2018 году языковой провайдер ILAC запустил в своих центрах в Торонто и Ванкувере пилотный проект Zero-Tech и просит студентов и преподавателей отключиться от сети. И речь идет не только о мобильных телефонах — никаких умных досок и ноутбуков.


Использование гаджетов в классе отвлекало от учебы и эмоционального развития, снижало успеваемость и удовлетворение учащихся от занятий.

По словам Джонатана Колбера, соучредителя ILAC, студенты приезжают в Канаду, чтобы познакомиться с языком и культурой через погружение в среду носителей.


Запуск проекта преследовал две четкие цели — улучшить результаты в освоении английского языка и укрепить человеческие связи.


Учителя сразу заметили, что отказ от телефонов привел к улучшению внимания и повышению общения с другими учениками. Учащиеся рассказали, что чувствуют себя более энергичными, и описали свой опыт уроков без технологий, как «расслабленный», «крутой», «хороший», «сфокусированный», «серьезный», «веселый», «счастливый».


Углубление в проектное обучение


Сегодня в образовательной среде студенты должны взаимодействовать, критически мыслить и работать вместе для разработки проектов и поиска ответов на сложные вопросы.

Проектное обучение (PBL — Project Based Learning) позволяет учителям познакомить школьников с новой информацией и развить навыки, необходимые в XXI веке, а учащимся — взаимодействовать с программой увлекательным и аутентичным способом.


Например, в американской The Athenian School студенты для предмета «Инженерный дизайн» вручную собирают действующий самолет, где все, от заклепок до оформления кабины двигателя, дети делают под руководством преподавателя. После завершения проекта самолет продают населению.


Ребенок находит практическое применение своих теоретических знаний математики и физики и остается вовлеченным в процесс на протяжении всего времени.


Роботы-учителя в классах


Роботы все чаще используются за рубежом для обучения студентов в классе, например, по естественным наукам, математике и языкам.


Человекоподобный робот Робин — часть европейского исследовательского проекта, целью которого было научить маленьких детей второму языку (английскому) с помощью социальных роботов. За два года в исследовании участвовали 208 говорящих на голландском языке дошкольников 4-6 лет.


За 7 занятий они выучили 34 английских слова и продемонстрировали, что роботы могут эффективно и в игровой форме обучать новым словам.

А некоторые — и работать с детьми с особыми потребностями. Например, робот Каспар, похожий на куклу, помогает учителям и родителям поддерживать ребят, страдающих аутизмом или другими проблемами в общении. Хотя его призрачный внешний вид может показаться жутким, Каспар был намеренно разработан с минимально выразительным лицом, потому что у детей-аутистов часто возникают проблемы с чтением мимики и интерпретацией тонов голоса.

bottom of page