top of page

Бакалавр свободных искусств и наук: как не ошибиться с выбором специальности

Постоянная возможность выбирать

Более 70% школьников в Украине не знают, кем хотят стать в будущем. Они поступают в университет либо на специальности, которые за них выбирают родители, либо на те, что кажутся в определенный момент актуальными. В итоге только 27% украинцев работают по специальности. А скольким действительно нравится их работа? В 17-18 лет человеку только со школьным опытом практически невозможно определиться со своей будущей профессией. И в этом случае Liberal Arts – идеальный выход из ситуации, ведь эта система образования позволяет отложить выбор специальности почти на два года. В украинских реалиях Liberal Arts – это вуз внутри вуза. При поступлении студент выбирает саму систему образования, профиль же определяется в течение двух лет обучения, за которые можно попробовать сразу несколько специальностей.

Слишком много свободы?

Со стороны может показаться, что у студентов Liberal Arts слишком много отвлечений: как можно по-настоящему выучиться на какую-то специальность, если начинаешь ей заниматься только после второго курса, а при этом еще и все четыре года сам выбираешь себе предметы и составляешь расписание? На самом деле, в этой системе образования есть свои правила и ограничения, которые позволяют готовить всесторонне эрудированных специалистов.

Правила игры

Несмотря на то, что ответственный выбор будущей профессии удается отложить на время, вчерашним школьникам приходится брать на себя другую ответственность: самим организовывать учебный процесс. Все стремятся сделать это так, чтобы за 4 года в университете не только извлечь максимум знаний и пользы, но еще и развлечься: допустим, пойти на актерский курс или на курс по антропологии смеха. У студентов каждого года правила «игры» разные: первокурсники на протяжении года раз в неделю слушают обязательный цикл лекций по введению в гуманитарные науки, второкурсники, единственные, могут выбирать все свои предметы совершенно случайным образом, на третьем курсе есть обязательные семинары по выбранному профилю, а на четвертом всех студентов готовят к государственным экзаменам и написанию диплома.За все время учебы на факультете студент обязан прослушать хотя бы по одному курсу в рамках каждой из восьми «широт образования» (от литературы до естественных наук). Внутри каждой «широты» есть большой выбор предметов, среди которых можно найти курс на любой вкус. Также студент должен понимать, что в конце второго курса ему нужно будет пройти через «модерацию»: чтобы с третьего года обучения приступить к выбранному профилю, необходимо за первые два года успеть пройти определенное количество курсов, написать научную работу и защитить ее перед комиссией, которая решит, брать ли его в группу.

В этой системе есть много нюансов, которые студенту постоянно приходится держать в голове, но уже после 6 месяцев учебы все встает на свои места, и абсолютно точно окупается теми знаниями, которые в рамках Liberal Arts можно получить за студенческие годы. Это всестороннее образование, которое не только знакомит студента сразу с восемью предметными областями, но и на каждую из них позволяет посмотреть под совершенно неожиданным углом.

Нестандартный подход к обучению: свобода и равенство

Разнообразие изучаемых предметов – это еще не главный плюс. Гораздо важнее то, как эти предметы преподают. Система Liberal Arts не предполагает наличие лекций, только если в самом минимальном объеме. Учеба здесь – это постоянные семинары, обсуждение материала, сравнение мнений и впечатлений, теорий и трактовок. Нет правильных решений и ответов, каждый может быть прав. Преподаватели здесь не носители абсолютных истин, а скорее модераторы бесед. Все стараются друг друга слышать, чему способствует малочисленность групп, нетворкинг сокурсников, индивидуальный подход преподавателей. В таких условиях студенты учатся мыслить критически.

К занятиям-семинарам нужно готовиться заранее: изучить тему, прочитать нужный материал, ознакомиться с разными научными подходами, выполнить задания и постоянно писать эссе. Итоговые оценки по предмету выставляются на основании совокупности различных факторов: посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение домашнего задания, промежуточные тесты и итоговый экзамен. Становится очевидна важность самого процесса, студенты учатся работать самостоятельно и делать настоящие исследования. При постоянной необходимости выбирать предметы, этот выбор делается осознанно, всегда есть понимание, зачем ходишь на те или иные пары, студенты действительно заинтересованы в выбранном предмете, что особенно важно, когда учеба состоит из семинаров-обсуждений в небольших группах.

Параллельно растет и уровень удовлетворенности преподавателей: они не читают одни и те же лекции несколько раз подряд огромным потокам обезличенных студентов. Преподаватели ведут каждый свой курс, в худшем случае, раз в год, и на этот курс набирается ограниченная группа студентов, с каждым из которых удается наладить личный контакт.Еще немного статистики: почти половина россиян (45%) понимают, что диплом университета ничего не гарантирует, а трудоустройство зависит от опыта, полученного вне стен вуза.

На программе Liberal Arts гуманитарии могут получить базовые навыки программирования, а программисты, в свою очередь, учатся письменному переводу и ораторскому искусству. За счет междисциплинарного подхода в образовании студенты ищут решения поставленных перед ними задач не только в своих, но и в смежных дисциплинах. А за счет постоянного общения студентов друг с другом (на произвольно выбранных предметах первокурсник, например, запросто может попасть в одну группу с третьекурсником) и с преподавателями у выпускников появляется много полезных связей.

bottom of page