top of page

Как это учиться в университете в Голландии?

Обновлено: 14 дек. 2018 г.

Система голландского образования кардинально отличается от привычного нам украинского. Студентов учат навыкам самостоятельного получения знаний: находить информацию, работать с ней, понимать, изучать, но не заучивать. Для того, чтобы разобраться в культурных и методологических особенностях голландского подхода к преподаванию, нужно понять, как устроена голландская система высшего образования.


В Нидерландах есть три типа высших учебных заведений: научно-исследовательские – Research Universities, университеты прикладных наук – Universities of Applied Sciences и институты международного образования, Institutes for International Education. Научно-исследовательские университеты готовят исследователей и дают возможность тщательно и глубоко изучить выбранную сферу знаний, ее теоретический фундамент. А университеты прикладных наук предлагают освоить практическое применение наук, в рамках определенной профессии. Но все три типа объединяет одна черта – образование здесь рассматривается как абсолютно субъективный процесс. Задача студента не встраиваться в существующую систему, а создавать свою собственную. Чем раньше студент понимает, что его обучение – это его личный жизненный выбор, тем проще и эффективнее идет работа.


Отличный пример такого подхода – занятия типа «tutorial». Каждую неделю студенты готовятся к занятию-обсуждению по заданной теме и делятся друг с другом результатами. Это напоминает формат наших семинаров, только проходит активнее и при полной отмене схемы «преподаватель дает – студент запоминает». Именно благодаря таким занятиям приобретается важный навык работы с информацией, ее поиску и критической оценке, а также навык определения проблемы и формулирования собственного мнения.


Голландский подход к преподаванию базируется на следующих принципах:

Интерактивность и работа в команде


Это ключевой принцип эффективности любого проекта. Само обучение в голландском университете – это своего рода личный проект каждого студента. Большая часть всех учебных программ голландских университетов предусматривает кроме самостоятельных работ, групповые задания по анализу и решению конкретных задач.


Опыт работы в составе команде / коллектива можно получить благодаря стажировкам. Формат такой практики зависит от специальности, которую выбирает студент. Голландский подход к обучению определяет командную работу как основу самообучения и самодисциплины. Что еще важнее, так это то, что в большинстве случаев лектор или преподаватель – это тоже часть команды, а не просто модератор или куратор.


Фокус на конкретных задачах


Именно в Голландии изобрели метод решения конкретных кейсов, а именно Problem-Based Learning. Это эффективный учебный формат, часть той самой командной работы, который применяется в совокупности с традиционными форматами – лекциями и семинарами.


Обучение по методу решения конкретных кейсов обязательно ведется в небольших группах: студентам предлагают задачу, основываясь на реальной жизни, а также набор «инструментов» для ее решения. Задача студентов – разработать стратегию, найти способы, методы и новые подходы. Студенты сами определяют, какая информация нужна для выполнения задания, где ее взять и как применить.

Традиционная модель образовательного процесса строится на теоретическом материале, который подтверждается практическими примерами. Здесь же происходит все да наоборот. То есть, образовательный процесс из пассивного восприятия превращается в творческий процесс.


Метод решения конкретных кейсов учит главному: думать. Причем думать нестандартно, искать, проектировать, изобретать. Кроме этого, такая методика побуждает студентов к самостоятельной и командной работе, учит распределять время, подогревает интерес к получению знаний, тренирует навык публичных выступлений и подготовки презентаций и, что самое главное, готовит к реальной жизни.


Обычно у такого учебного формата есть четкая пошаговая структура.


Шаг 1: определить суть проблемы, и каким должен быть результат.

Шаг 2: Мозговой штурм – студенты рассматривают задачу со всех сторон и делятся идеями ее решения.

Шаг 3: привести идеи к наглядной форме, составить список из вариантов решения задачи, схем, рисунков, презентаций.

Шаг 4: распределить темы в группе для проведения самостоятельной работы.

Шаг 5: изучить варианты решений в интернете и университетской библиотеке.

Шаг 6: подготовить выступления, на которых студенты обмениваются информацией и выбирают оптимальные решения задачи.


Интернациональная атмосфера


Это позволяет быстрее адаптироваться к интернациональной атмосфере международных компаний. Исторически сложилось, что голландцы, торгуя по всему миру, владеют многими иностранными языками. Более 95% жителей страны свободно говорят по-английски, что делает обучение, проживание и работу здесь достаточно привлекательными для иностранных граждан.


Голландская система преподавания концентрируется на студенте, его личных способностях и потребностях. Самостоятельность, осознанность и уважение – это те параметры, которые формируют методы и подходы в обучении, эффективность которых доказана временем.

bottom of page